Социология средств массовой информации


Социология средств массовой информации
СМИ) отрасль социологической науки, изучающая тенденции и особенности массовых информационно-пропагандистских процессов в обществе или шире массовой коммуникации. Под СМИ в социологии понимается социальный институт производства и распространения информации (знаний, ценностей, норм и т. п.) с помощью технических средств (печать, радио, телевидение, кино) на многочисленные, рассредоточенные аудитории. Проблематика СМИ достаточно обстоятельно представлена в западной социологии и психологии пропаганды, теоретикометодологических концепциях и эмпирических исследованиях массовой культуры, где она разрабатывается почти с начала века. Помимо выдвижения позитивных задач по изучению культурных феноменов, детерминированных широким распространением СМИ, для западных исследователей характерна и критическая оценка массовой информации, ее роли в разрушении традиционных культурных норм, в усилении идеологического давления на личность, манипулирования индивидуальным и массовым сознанием.

Плодотворность собственно социологического подхода к анализу эффективности СМИ с очевидностью обнаружилась в исследованиях структуры коммуникативного процесса Г. Лассуэллом, одним из основателей американской школы социологии пропаганды. Предложенная им формула коммуникативной цепи: кто сообщает, что сообщает, по какому каналу, кому и с каким эффектом, при всех последующих модификациях длительное время использовалась в качестве основной схемы исследований С. СМИ. Видное место в западнойсоциологии заняла и обладающая несомненно эвристической ценностью концепция «мозаичности» культуры, формирующейся под воздействием СМИ. Разработавшим ее французским социологом А. Молем были предложены и соответствующие «кибернетические» методы анализа культурных процессов и явлений. Однако их применение в социологической практике, хотя и заметно расширяет инструментарий гуманитарной науки, во многом проблематично. С. СМИ в СССР наиболее активно разрабатывается с конца 60-х гг. (Б. А. Грушин, Б. М. Фирсов, В. С. Коробейников, лаборатории Тартусского и Новосибирского ун-тов и др.). Нельзя не указать и на традицию изучения СМИ, зародившуюся в начале 20-х гг. (Н. А. Рубакин, В. А. Кузьмичев и др.). Рассогласования в оценках терминов «СМИ» и «СМК» (средства массовой коммуникации), существующие в отечественной литературе, в конечном счете не носят принципиальный характер, но в определенной степени свидетельствуют о состоянии теоретических разработок в этой сфере. Методологической основой последних служит марксистско-ленинское учение о формах общественного сознания и духовной деятельности.

Несмотря на то что основные положения С. СМИ получили достаточно полное развитие в различных моделях информационных процессов, правомерно утверждать, что частная социологическая теория, позволяющая получить целостное представление о закономерностях и существенных связях в области массовой информации, находится в стадии формирования.

В самом общем виде социологическая модель функционирования СМИ включает в себя три необходимые компонента, соединенных по принципу прямой и обратной связи: социальный субъект производства и распространения массовой информации, массовая информация как предмет массового общения и субъект восприятия массовой информации (аудитория). Взаимодействие субъектов информационно-пропагандистского процесса, равно как и содержание массовой информации, обусловлено той системой общественных отношений, в которой оно осуществляется, являясь ее специфическим проявлением. Основные цели С. СМИ изучение эффективности указанного процесса как испытывающего на себе воздействие социума, так и оказывающего влияние на экономическую, социальную и-культурную. жизнь общества. Среди тенденций и особенностей функционирования СМИ советскими исследователями зафиксирована относительная самостоятельность института массовой информации в отражении объективной действительности. С одной стороны, такая самостоятельность выражается в неадекватности моделирования в текстах СМИ различных элементов социальнойструктуры общества (напр., в" сфере социально-профессиональной занятости), с другой-в несовпадении «спроса» на информацию массовой аудитории (структуры информационных интересов различных .категорий и групп) и ее предложения коммуникатором. Деятельность последнего во многом направлена на популяризацию позиций учредителей и обоснование функционирования тех структур, органом которых является издание, канал и СМИ в целом. Традиционная пропагандистская модель не отличается лабильностью к требованиям социального заказа и запросам социального адресата. В последнее время все большую актуальность приобретают исследования в области взаимодействия СМИ и общественного мнения. Установлено, что данный процесс является тем эффективнее, чем строже соблюдается режим диалога для участвующих в нем социальных субъектов. В этом случае СМИ полнее осуществляют как функцию формирования, так и функцию выражения общественного мнения различных категорий населения. В условиях демократизации и гласности на повестку дня информационно-пропагандистской деятельности вынесен тезис о социалистическом плюрализме мнений, реализация которого на практике требует пересмотра существующей стратегии пропаганды.


Социологический справочник. — К.: Политиздат Украины. . 1990.

Смотреть что такое "Социология средств массовой информации" в других словарях:

  • СОЦИОЛОГИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ — специальная отрасль социологии, изучающая соц. факторы, механизмы и закономерности возникновения функционирования и развития духовного общения через прессу, телевидение, кино, радио и т. д. Для социологич. исследования системы средств массовой… …   Российская социологическая энциклопедия

  • Средства массовой информации Сургута — Средства массовой информации города Сургута представлены ниже. Содержание 1 Газеты и журналы 1.1 Газета «Сургутская трибуна» …   Википедия

  • СОЦИОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ — область социологии, предмет к рой закономерности массовых информационных процессов и деятельности соц. ин тов, производящих и распространяющих массовую информацию. Исследования С.м.к. традиционно разделяются (исходя из структуры процесса массовой …   Российская социологическая энциклопедия

  • СОЦИОЛОГИЯ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ — (sociology of mass communications) подраздел социологии, занимающийся изучением средств массовой коммуникации. На практике она привлекла специалистов многих научных дисциплин, внесших в нее разнообразие теоретических подходов. Главной… …   Большой толковый социологический словарь

  • СОЦИОЛОГИЯ ПРОПАГАНДЫ — область социологии, изучающая процессы пропагандистской деятельности и ее эффективности, во первых, с позиций представленности в содержании пропаганды интересов тех или иных слоев и классов об ва и, во вторых, с позиций восприятия… …   Российская социологическая энциклопедия

  • Социология медицины — область социологии, изучающая социальную обусловленность здоровья населения, социальные функции, структуру и кадры организации здравоохранения и медицины, роль здоровья в функционировании и развитии общества, в формировании и жиз­недеятельности… …   Экология человека

  • СОЦИОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ — социологич. дисциплина, предмет к рой воспитание как обществ. процесс, роль соц. ин тов (семьи, системы образования, средств массовой информации и др.), а также соц. макро и микросреды в этом процессе. Начало развитию С.в. как самостоятельной… …   Российская социологическая энциклопедия

  • Социология партийной работы — направление социологических исследований деятельности партийных организаций. Широкое развитие С. п. р. получила после Октябрьской революции. Основными проблемами исследований в этот период являлись: управление и партийное руководство в городе и… …   Социологический справочник

  • СОЦИОЛОГИЯ —         (франц. sociologie, букв. учение об обществе, от лат. societas общество и греч. слово, учение), наука об обществе как целостной системе и об отд. социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с общественным целым …   Философская энциклопедия

  • Социология — (франц. sociologie, от лат. socictas общество и греч. lógos слово, учение; буквально учение об обществе)         наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с… …   Большая советская энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «Социология средств массовой информации» >>